Вместе мы сможем больше

В настоящее время семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, сталкиваются с рядом проблем, препятствующих обеспечению непрерывного процесса комплексной реабилитации ребёнка. Данные проблемы актуальны и для Марьяновского района Омской области и находятся сейчас в центре интересов государства и общественных организаций. В связи с этим главной задачей становится организация среды и пространства, где ребенок сможет своевременно получить необходимый комплекс мероприятий, направленных на полноценную реабилитацию.

       Бюджетное учреждение Омской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Марьяновского района» реализует социальный проект «Помощь рядом» по созданию специализированной социальной службы «Микрореабилитационный центр», с привлечением средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

        Приоритетным направлением деятельности БУ «КЦСОН Марьяновского района» является создание условий равных возможностей для детей-инвалидов и определении потребности в развитии такой формы работы как «Домашний микрореабилитационный центр».  В рамках организации работы по предоставлению социальных услуг в домашних условиях 17 детям-инвалидам, проживающим на территории Марьяновского муниципального района, с тяжёлыми множественными нарушениями, а также с целью повышения уровня социальной адаптации семей и привлечения семей к практическому сотрудничеству, была создана мобильная бригада.

        Целью деятельности службы является осуществление содействия в организации адресной, индивидуальной, комплексной (социально-медико-психолого-педагогической) помощи детям-инвалидам с тяжёлыми множественными нарушениями, не имеющим возможности получать социальную помощь в учреждениях в условиях стационарной или полустационарной формы социального обслуживания.

         Проект «Домашний микрореабилитационный центр» успешно реализуется с 2023 года и по настоящее время. В рамках его работы специалистами службы была оказана квалифицированная социально-медицинская, социально-педагогическая и социально-психологическая помощь детям в привычных для них домашних условиях, направленная на правильное развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы, познавательной сферы, творческих способностей детей, а также решение образовательных и воспитательных задач; проводилось обучение родителей приемам ухода за ребенком и методическим приемам его развития (обучение родителей формированию у ребенка необходимых навыков самообслуживания и бытовой деятельности и т.д.); включение родителей в процесс реабилитации ребенка и формирование адекватной позиции родителей по воспитанию ребенка, повышению уровня собственной компетентности, развитию умения создавать ситуацию совместной деятельности с ребенком; обеспечивалось содействие в решении выявленных проблем семей, в том числе на межведомственном уровне.

       Работа над проектом помогла семьям создать условия для развития ребенка в домашних условиях и улучшить качество жизни, так как в семье, где рождается ребенок с «особенностями» необходима помощь и поддержка. Сотрудники центра совместно с родителями организуют коррекционно-развивающую среду в домашних условиях. Специалисты, в свою очередь, имеют возможность понаблюдать за стилем общения в семье, за поведением ребёнка, за взаимодействием родителей с ребёнком в естественной, привычной для них обстановке. В домашнем окружении родители и ребёнок чувствуют себя свободно, раскрепощённо.

          В рамках данного проекта семьям – участникам проекта, оказывают информационно-консультативную поддержку, что расширяет компетентность родителей в вопросах реабилитации.

       Кроме работы специалистов, в соответствии с индивидуальными программами, семьи обеспечиваются необходимыми техническими средствами реабилитации на безвозмездной основе. Все это помогает специалистам и родителям в развивающем уходе за детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития.

      Особенность данного проекта состоит в том, что дома, в привычном реабилитационном пространстве создается микрореабилитационная среда в соответствии с профилем заболевания инвалида, которая по мере реализации проекта может изменяться, дополняться, а родители становятся полноправными реабилитологами своего ребенка и надежными партнерами специалистов для достижения ощутимых результатов. При таком подходе обеспечивается непрерывность, последовательность, принцип позитивного родительства.

        В рамках реализации проекта с учетом индивидуальных программ реабилитации в 2024 году дети с ограниченными возможностями получили 1632 услуги, направленные на развитие двигательных, когнитивных, коммуникативных, социальных навыков, навыков самообслуживания, необходимых в повседневной жизни, на основе активности самого ребенка.

       В ходе реализации проекта «Помощь рядом» с учетом индивидуальных программ реабилитации дети научились выполнять упражнения для укрепления мышечного корсета, вестибулярного аппарата, освоили тренировки различных физических качеств (выносливость, сила, координация, гибкость, скорость), научились оказывать посильную помощь родителям в домашних делах и т.д.

      За это время стало заметно, у детей укрепилась мелкая и артикуляционная моторика, обогатился словарный запас. Дети научились понимать эмоциональное состояние окружающих людей, управлять своим поведением и эмоциями, взаимодействовать со специалистами центра.

      22 родителя получили помощь и поддержку в вопросах развития навыков и способностей ребенка, и прошли обучение по использованию реабилитационного и развивающего оборудования в домашних условиях, подбору технических средств реабилитации им оказано 312 услуг.

       Родители научились методам применения сенсорной интеграции в домашних условиях, освоили различные способы проведения корригирующих укладок для своего ребенка, познакомились с различными техническими средствами для их проведения и т.д.

         Партнерские отношения специалистов с семьей позволили выявить потребности, ограничения и ресурсы конкретной семьи. Ведь главная цель команды специалистов – обучить родителей эффективно взаимодействовать с их особенным ребенком и создать условия для его оптимального развития в домашних условиях.

          Родители особенных деток чувствуют, что они не одни, и это чувство придает им сил. Вместе мы сможем больше!