
На базе БУ «КЦСОН Марьяновского района» создан консультативно- диагностический пункт ранней помощи для детей с ОВЗ, детей инвалидов от 0 до 3-х лет,а так же их семей.
Ранняя помощь представляет из себя комплекс услуг,оказываемых на междисциплинарной основе,которые направлены на помощь в развитии ребёнка,их вовлеченности в естественные жизненные ситуации, формирование позитивного взаимодействия и отношений детей и родителей, детей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц, в семье в целом, включение детей в среду сверстников и их интеграцию в общество, а также на повышение компетентности родителей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц.
Каждый ребенок способен развиваться, у каждого есть свои сильные стороны, что-то, что вызывает симпатию, любовь и уважение к нему. Поэтому специалисты ранней помощи общаются с ним так, чтобы дать ему возможность «увидеть себя через других», почувствовать радость и уверенность в себе, а родителям — ощутить себя хорошими родителями.
Забота и внимание, которое получает ребёнок в первые три года жизни, имеют решающее значение для его дальнейшего роста и развития, а так же оказывают влияние на его дальнейшую жизнь.


Последовательность предоставления услуг ранней помощи

Проведение первичного приема
После первого контакта семьи со службой ранней помощи начинается первый, оценочный этап, с которого начинается оказание помощи семье. Этот этап начинается с процедуры первичного приема. Цель первичного приема – выяснить, нуждается ли ребенок и его семья в программе раннего вмешательства.
Первичный прием проводят два специалиста: педиатр развития и педагог/психолог/логопед.
Во время приема педиатр развития осуществляет:
— оценку соматического здоровья;
— оценку состояния функций и структур организма и их влияния на развитие ребёнка;
— оценку зрения и слуха.
В течение приема на основе беседы с родителями, результатов наблюдения за свободной игрой ребенка, за взаимодействием в паре «взрослый-ребенок», специальных проб, результатов диагностического анкетирования специалисты исследуют функциональные способности и трудности ребенка в 9 областях (согласно доменам МКФ):
Изучение и применение знаний
Общие задачи и требования
Коммуникация
Мобильность
Забота о собственном теле и здоровье
Бытовая жизнь
Межличностное взаимодействие
Основные жизненные сферы
Участие в общественной жизни
Также специалисты оценивают факторы окружающей среды, то, как они помогают или мешают активности и участию ребенка. Среди данных факторов следующие:
1. Продукция и технологии:
продукты, лекарства, одежда, обувь, бытовые приборы;
специализированное оборудование для индивидуального использования (протезы, ортезы, и пр.);
средства передвижения;
оборудование для коммуникации, для приобретения знаний;
обустройство жилья.
2. Поддержка и
взаимосвязи: особенности семьи и ближайших родственников; наличие друзей,
знакомых семьи, профессиональных медицинских работников, другие связи.
3. Установки членов семьи в
отношении ребенка, его способностей, его трудностей; мотивация для посещения
Службы ранней помощи.
Итогом первичного приема является заключение о наличии
или отсутствии у ребенка ограничений жизнедеятельности, их степени (легкие,
умеренные, тяжелые); о том, нуждается ребенок в ранней помощи или нет. Также в
заключении предусмотрен раздел для рекомендаций родителям (особенно в случае,
если ребенок не нуждается в сопровождении и имеет кратковременные трудности).

