Ранняя помощь

На базе БУ «КЦСОН Марьяновского района» создан консультативно- диагностический пункт ранней помощи для детей с ОВЗ, детей инвалидов от 0 до 3-х лет,а так же их семей.

Ранняя помощь представляет из себя комплекс услуг,оказываемых на междисциплинарной основе,которые направлены на помощь в развитии ребёнка,их вовлеченности в естественные жизненные ситуации, формирование позитивного взаимодействия и отношений детей и родителей, детей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц, в семье в целом, включение детей в среду сверстников и их интеграцию в общество, а также на повышение компетентности родителей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц.

Каждый ребенок способен развиваться, у каждого есть свои сильные стороны, что-то, что вызывает симпатию, любовь и уважение к нему. Поэтому специалисты ранней помощи общаются с ним так, чтобы дать ему возможность «увидеть себя через других», почувствовать радость и уверенность в себе, а родителям — ощутить себя хорошими родителями.

Забота и внимание, которое получает ребёнок в первые три года жизни, имеют решающее значение для его дальнейшего роста и развития, а так же оказывают влияние на его дальнейшую жизнь.

Последовательность предоставления услуг ранней помощи

Проведение первичного приема

После первого контакта семьи со службой ранней помощи начинается первый, оценочный этап, с которого начинается оказание помощи семье. Этот этап начинается с процедуры первичного приема. Цель первичного приема – выяснить, нуждается ли ребенок и его семья в программе раннего вмешательства.

Первичный прием проводят два специалиста: педиатр развития и педагог/психолог/логопед.

Во время приема педиатр развития осуществляет: 

— оценку соматического здоровья; 

— оценку состояния функций и структур организма и их влияния на развитие ребёнка; 

— оценку зрения и слуха. 

В течение приема на основе беседы с родителями, результатов наблюдения за свободной игрой ребенка, за взаимодействием в паре «взрослый-ребенок», специальных проб, результатов диагностического анкетирования специалисты исследуют функциональные способности и трудности ребенка в 9 областях (согласно доменам МКФ):

  Изучение и применение знаний

  Общие задачи и требования

  Коммуникация

  Мобильность

  Забота о собственном теле и здоровье

  Бытовая жизнь

  Межличностное взаимодействие

  Основные жизненные сферы

  Участие в общественной жизни

Также специалисты оценивают факторы окружающей среды, то, как они помогают или мешают активности и участию ребенка. Среди данных факторов следующие:

1. Продукция и технологии:

  продукты, лекарства, одежда, обувь, бытовые приборы;

  специализированное оборудование для индивидуального использования (протезы, ортезы, и пр.);

  средства передвижения;

  оборудование для коммуникации, для приобретения знаний;

  обустройство жилья.

2.  Поддержка и взаимосвязи: особенности семьи и ближайших родственников; наличие друзей, знакомых семьи, профессиональных медицинских работников, другие связи.                                                                3.  Установки членов семьи в отношении ребенка, его способностей, его трудностей; мотивация для посещения Службы ранней помощи.
   Итогом  первичного приема является заключение о наличии или отсутствии у ребенка ограничений жизнедеятельности, их степени (легкие, умеренные, тяжелые); о том, нуждается ребенок в ранней помощи или нет. Также в заключении предусмотрен раздел для рекомендаций родителям (особенно в случае, если ребенок не нуждается в сопровождении и имеет кратковременные трудности).

Положение о консультативно-диагностическом пункте по оказанию услуг ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам от 0 до 3 лет и их семьям БУ «КЦСОН Марьяновского района «